Требование ФНС о предоставлении пояснений по НДС в 2020 году

В конце каждого квартала компании сдают декларацию по НДС, которую проверяют налоговики в течение 3 месяцев с помощью автоматической системы контроля.На проверке могут выявить:

·         ошибки;

·         противоречия с документами;

·         несоответствия данным в базе инспекции (ст. 88 НК РФ).

Если в ходе проверки вдекларации по НДС найдут расхождения и нестыковки, то налоговые инспекторы потребуют пояснения. К своему требованию ФНС прилагает перечень операций, отраженных в соответствующем разделе декларации, по которым установлены расхождения, и справочно указывает код возможной ошибки (письма ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367, от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Как ответить на требованиео предоставлении пояснений по НДС.

§  Перед формированием ответа на требование - отправьте в инспекцию квитанцию о получении этого самого требования. Сделать это надо за 6 рабочих дней со дня, как инспекторы направили запрос (п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если Вы задержите квитанцию на 10 дней, то инспекторы могут заблокировать Ваш расчетный счет (п. 11 ст. 76 НК РФ).

§  Перепроверьте декларацию по НДС, которую Вы сдали.

Обратите вниманиена реквизиты записей, где есть расхождения из требований о представлении пояснений по НДС: даты, номера, суммы.

Если даже все в норме, ответ на требование по НДС все равно надо представить. Ведь если сомнения ФНС не развеять, инспекторы могут включить компанию в план выездных проверок. В этом случае они будут проверять не квартал, а весь учет за 3 предшествующих года.

Когда составлять пояснения по НДС в электронной форме в 2020 году.

§  С 2019 года действует поправка о том, что компании должны присылать ответ на требование по НДС в электронном виде. Это касается запросов:

ü  поошибкам, которые обнаружила программа ФНС;

ü  по расхождениям и противоречиям в отчетности;

ü  по причинам уменьшения налога вуточненке.

Ранее компании сами выбирали, какой ответ на требование по НДС отправить – бумажный или электронный.

Ответственность за несдачу пояснений по НДС.

§  Если требование о пояснениях проигнорировать или представить позже установленных 5 рабочих дней, то инспекторы выпишут организации штраф:

ü  за первичное нарушение в течение календарного года – 5 тыс. руб.;

ü  за повторное нарушение - 20 000 руб.(п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

§  Аналогичный штраф будет за сдачу пояснения на бумаге, потому чтотакие пояснениясчитаются непредставленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ), как если бы организация вообще не сдала пояснения.

Способы ответа на требованиеФНСо предоставлении пояснений по НДС.

Способ подачи пояснения по требованию инспекции, зависит от того, обязаны ли Вы подавать декларацию по НДС в электронной форме.

§  Если НЕ обязаны, пояснения можно сдать:

ü  либо на бумаге;

ü  либо в электронном виде по ТКС.

§  Если Вы обязаны подавать электронные декларации по НДС, то и пояснения по расхождению в цифрах из книги покупок и книги продаж должны сдавать только в электронном формате(абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Обозначение кодов ошибок в требованиях ФНС по НДС.

§  Код «1».Счет-фактура, отраженный в Вашей декларации, отсутствует в декларации контрагента. Такая ошибка может возникнуть, например, в следующих случаях:

ü  контрагент не указал счет-фактуру с аналогичными реквизитами в декларации либо указал с неверными реквизитами;

ü  контрагент не сдал декларацию либо сдал нулевую декларацию;

ü  в Вашей декларации указаны некорректные реквизиты счета-фактуры, из-за чего невозможно сопоставить их с данными контрагента.

§  Код «2». Выявлены расхождения между взаимосвязанными показателями внутри декларации в разделах 8 и 9. Например, при принятии к вычету НДС, уплаченного ранее с авансов.

§  Код «3». Выявлены расхождения между показателями разделов 10 и 11. Такие ошибки могут возникнуть только у посредников.

Например, посредник, реализующий товары от своего имени, регистрирует полученный от заказчика счет-фактуру вчасти 2журнала учета счетов-фактур. Одновременно реквизиты этого счета-фактуры посредник должен указать вграфе 12 части 1журнала учета счетов-фактур. Если данные по счетам-фактурам расходятся, это ошибка.

§  Код «4». Ошибка в сведениях, указанных в той или иной графе таблицы, которую инспекторы отправят вместе с требованием (приложения к письму ФНС от 16.07.2013№АС-4-2/12705, в ред.письма ФНС от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646). Номер этой графы будет указан в скобках рядом с кодом «4».

Например, к требованию прилагается таблица к разделу 8 (приложение 2.1кписьму ФНС от 16.07.2013№АС-4-2/12705, в ред.письма ФНС от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646). Если рядом с кодом «4» указана графа 18, нужно проверить стоимость покупок. А если графа 19– сумму НДС к вычету. Скореевсего, эти данные расходятся с показателями, указанными в разделе 9 декларации по НДС у продавца.

§  Код «5». В разделах 8–12 не указана дата счета-фактуры или эта дата превышает отчетный период, за который Вы оформили декларацию.

§  Код «6». В разделе 8 Вы заявили вычет по НДС, хотя прошло более 3-х лет со дня, когда возникло право на вычет по счету-фактуре.

§  Код «7». В разделе 8 Вы заявили вычет по НДС по счету-фактуре, составленному до даты государственной регистрации организации.

§  Код «8». В разделах 8–12 некорректно указан код вида операции, предусмотренныйприказомФНСот14.03.2016 № ММВ-7-3/136.

§  Код «9». Ошибки при аннулировании записей в разделе 9. Сумма НДС с отрицательным значением превышает суммуНДС, которая указана в записи по аннулированному счету-фактуре, либо нет записи по аннулированному счету-фактуре.

Ответ на требование по НДС с кодом ошибки «1».

§  Нестыковку с кодом «1» называют налоговым разрывом. Если Вы получили такой запрос, то сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Если поставщик не готов сверяться, то узнайте у негохотя бы, зарегистрировал ли он спорный счет-фактуру в книге продаж или нет.

§  Ответ на требование ФНС о представлении пояснений по НДС с кодом «1» зависит от того, кто ошибся.Возможные варианты:

ü  Ошибка у покупателя.Если после сверки Вы нашли ошибку в Вашей книге покупок, то приведите в пояснениях по НДС правильные данные.

ü  Ошибка у продавца.Тогда Вы, как покупатель, должны сообщить налоговикам, что в Вашей книге покупок все верно. Когда инспектор получит такой ответ от покупателя, то направит запрос поставщику.

ü  Поставщик забыл включить счет-фактуру в декларацию.Покупатель отправляет налоговикам ответ, что ошибок нет. А поставщик будет сдавать уточненку, в которой покажет спорный документ.

ü  Поставщик не хочет отражать счет-фактуру в декларации.В этом случае большой риск, что налоговики снимут вычеты у покупателя. К пояснениям о верных данных в книге покупок приложите документы, подтверждающие реальность сделки и должную осмотрительность (договор, товарные накладные, выписку из ЕГРЮЛ и др.).

Компании могут подготовить пояснения и через установленные у них программы операторов документооборота.