Рабочая тетрадь

 

РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

(организационно-правовая форма, организационная структура, распределение обязанностей, сведения о партнерах, описание внешней среды бизнеса)

 

5.1. Структура управления

 

 

           
 
 
     

 

 


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Квалификационные требования, предъявляемые к АУП____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Порядок отбора и аттестации персонала__________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Производственный персонал___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Общая штатная численность работников_________________________________________________

 

5.2. Кадровое обеспечение

Политика отбора кадров _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кадровое обеспечение

Наименование

Количество

Категория, требования

Источник пополнения

Оклад (руб/мес)

есть

доп.

Административно-управленческий персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственный персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомогательный персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия оплаты труда и стимулирование________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия труда________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Обучение персонала__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                                                   РАЗДЕЛ 6. ФИНАНСОВАЙ ПЛАН

 

(Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность)

 

6.1. Система налогообложения

Выбранная система налогообложения____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Её преимущество для вида деятельности_________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Структура налогового окружения (налоги, ставки, периодичность уплаты)____________________

____________________________________________________________________________________

Объект (объекты) налогообложения_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Объем налоговых отчислений в бюджеты разных уровней__________________________________

____________________________________________________________________________________

 

6.2. Прогноз прибылей и убытков

(Прогноз прибылей и убытков отражает операционную деятельность предприятия (т.е. процесс производства и сбыта продукции) в определённые периоды времени. Прогноз позволяет судить о прибыльности реализуемого проекта. Данные для составления прогноза прибылей и убытков берутся из плана продаж (выручка от реализации и потери при продажах) и плана издержек (суммы переменных и общих издержек)

Прогноз прибылей и убытков

 

Наименование статьи

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

 

Объём продаж

 

 

 

 

-

Потери

 

 

 

 

=

Объём продаж с учётом потерь

 

 

 

 

-

Переменные издержки

 

 

 

 

=

Валовая прибыль

 

 

 

 

-

Общие(постоянные) издержки

 

 

 

 

=

Прибыль

 

 

 

 

-

Налоги

 

 

 

 

=

Чистая прибыль

 

 

 

 

Прогноз прибылей и убытков должен демонстрировать способность предприятия получать доход, достаточный для покрытия всех издержек и приносить прибыль.

 

6.3. Балансовая ведомость

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на определённый момент времени. Этим моментом может быть момент начала проекта (в этом случае баланс покажет реальную величину и соотношение активов и пассивов предприятия), либо момент окончания какого-либо этапа или всего проекта в целом ( прогноз баланса ).

 

Активы

Пассивы

Основные средства:

Долгосрочные обязательства

Земля и здания

Станки и оборудование

Средства транспорта

Другие

Долгосрочные займы

Ценные бумаги

Нераспределенная прибыль

Итого основных средств

Итого долгосрочные обязательства

Оборотные средства

Текущие обязательства

Сырье

Продукция в процессе производства

Законченная продукция

Счета дебиторов

Остаток на банковском счете

Наличные

Краткосрочные займы

Задолженность по выплате налогов

Итого оборотные средства

Итого текущие обязательства

Итого активы

Итого пассивы

 

6.4. Прогноз движения денежных средств

Прогноз движения денежных средств (Cash-flow) изображает прогноз или реальное состояние движения всех денежных средств, поступающих и выходящих из бизнеса в том периоде, в котором это движение происходит (неделя, месяц, квартал и т.п.). Это позволяет прогнозировать или определять средства на конец каждого периода.

Данный прогноз состоит из доходной части, в которой отражаются доходы предприятия как от текущей деятельности, так и от планируемого проекта, и расходной части, показывающей в динамике все расходы. Важной особенностью прогноза является то, что все платежи (доходы и расходы) указываются именно в тот период, в котором они планируются. Это позволяет формировать реальный остаток средств на конец периода, который переносится на начало следующего. Анализ средств на конец каждого периода позволяет судить о достаточности собственных  средств, необходимости, сроках и условиях привлечения дополнительных финансовых средств, о возможности выплаты процентов за кредит и погашении самого кредита.

Таким образом, прогноз движения денежных средств является универсальным и наглядным инструментом оперативного финансового планирования, особо полезным при использовании в малом бизнесе. 

 

Прогноз движения денежных средств

СТАТЬИ  ДОХОДОВ  И  РАСХОДОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й год

 

                                                                         Месяцы по проекту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

1

Средства на начало периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОХОДЫ  (включая НДС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Текущая деятельность  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Планируемый проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Погашение дебитор. задолженности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Кредит / др. займы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

   Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Сырьё и материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Зарплата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Начисления на зарплату

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Аренда и коммунальные услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Амортизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Электроэнергия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Транспортные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Реклама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Услуги  со стороны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Страхование оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

НДС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Налог на имущество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Налоги с оборота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Местные налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Прочие расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Капитальные затраты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Итого расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Прибыль до погашения кредитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Возврат  кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Выплата процентов по кредиту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Погашение др. кредитов                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

Средства на конец периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.5. Анализ эффективности проекта

 

СРОК ОКУПАЕМОСТИ ПРОЕКТА представляет собой период времени с начала реализации проекта по данному бизес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

 

СРОК ОКУПАЕМОСТИ ПРОЕКТА

Прибыль нараст.итогом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДЕКС ПРИБЫЛЬНОСТИ

 

1.Выручка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Затраты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PI (1:2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЧКА БЫЗУБЫТОЧНОСТИ

Точка безубыточности представляет собой уровень физического объёма продаж на протяжении определённого периода времени, за счёт которого предприятие покрывает свои издержки. Нахождение этой точки возможно двумя способами: графически и расчётным путём. В любом случае для определения точки безубыточности необходимы данные о размере постоянных и переменных издержек.

Графически точка безубыточности определяется при построении графика общего объёма продаж и графика общих издержек, и являться точкой их пересечения.   

Определение точки безубыточности расчётным путём возможно несколькими способами:

                                            Vр = ФИ + ПР ,                                                               (1)

 где  Vр - объём реализации в денежном выражении, соответствующий точке 

                 безубыточности;

        ФИ - фиксированные (постоянные) издержки в денежном выражении;

        ПИ -  переменные издержки в денежном выражении;

В случае, если заранее невозможно определить суммарные переменные издержки в абсолютном выражении, в расчёте используется относительная величина валовой прибыли, выраженная в процентах от объёма реализации :

                                        Vр = ФИ / ВП(%),                                                                        (2)

где    ВП(%) - относительная величина валовой прибыли в процентах.

Примечания

 

 

 
   

 

 

 

 

Денежная единица

 

 

РАЗДЕЛ 8. РИСКИ  

 

Технические риски

Невозможно перечислить все технические риски, поскольку они часто связаны с типом продукции. В качестве примера приведу несколько из них:

- задержка поставки оборудования, сырья

- поздний запуск производства связанный с сезонностью

- непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию

- низкое качество выпускаемой продукции

Обозначьте технические риски, связанные непосредственно с  вашим бизнесом:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для каждого из указанных рисков необходимо определить способы снижения или предотвращения наступления тех или иных условий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Финансовые риски

 

Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.

 

Политические риски

 

Связаны с частыми изменениями экономического, налогового и банковского законодательства в России. Меры по снижению рисков:

 

    • Участие в формировании внешней деловой среды;

 

    • Активное взаимодействие руководителя предприятия с администрацией МО;

 

    • Участие в программах развития малого бизнеса.

Юридические риски

 

Связаны с несовершенством законодательства, возможно нечеткое оформление документов, договоров, что приведет к замедлению сроков реализации проекта. Меры по снижению рисков:

 

    • Четкая и однозначная формулировка статей в договорах, в том числе трудовых договорах;

 

    • Четкое и своевременное оформление документов;

 

    • Привлечение специалистов – практиков для оформления документов и договоров.

Социальные риски

 

Могут возникнуть по причине текучести кадров, напряженности между собственником и коллективом. Меры по снижению рисков:

 

    • Подбор профессиональных кадров, а именно: тестирование, заключение договоров с испытательным сроком;

 

    • Разработка стимулирования персонала, имеется ввиду заинтересованность работников в прибыли предприятия;

 

    • Разработка эффективного метода формирования и распределения фонда оплаты труда.

 

Маркетинговые риски

 

Связаны с возможными задержками выхода на рынок, ошибочным выбором маркетинговой и рекламной стратегии. Задержка начала реализации проекта может быть следствием несвоевременной поставки оборудования. Меры по снижению рисков:

 

    • Совершенствование маркетинговой стратегии;

 

    • Разработка и реализация плана маркетинга;

 

    • Активная работа с потребителями

 

    • Стимулирование сбыта;